Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился в Сочи с представителями студенческих организаций

Без рубрики

Стенограмма встречи:В.В.Путин: Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь. Я позволю себе такой формат общения, чтобы нам быть ближе друг к другу, и я бы мог на каждого посмотреть из вас, ус

Стенограмма встречи:

В.В.Путин: Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь. Я позволю себе такой формат общения, чтобы нам быть ближе друг к другу, и я бы мог на каждого посмотреть из вас, услышать и постараться сделать так, чтобы вы услышали мой ответ.

Я скажу несколько слов общих, вступительных, а потом мы просто перейдём к такой свободной дискуссии по тем проблемам и вопросам, которые вас беспокоят, которые вы считаете приоритетными.

Мы с вами собрались в Сочи, сделали это не случайно – я хотел, чтобы вам показали основные олимпийские объекты. В прошлом году, в августе, по-моему, я здесь был и встречался с ребятами, студентами, которые работали в студенческих отрядах на олимпийских стройках. Мы говорили о продолжении этой программы, участии студентов вообще в строительных отрядах и в возведении олимпийских объектов. И сегодня, когда уже формируются новые студенческие отряды, должны уже формироваться, мы собрались именно здесь для того, чтобы поговорить на темы, связанные с проблемами организации студенческих строительных отрядов, ну и, естественно, по другим проблемам, которые вас интересуют.

Я хочу напомнить, если оставаться в рамках этой темы, что «Олимпстрой» собирается провести конкурсы среди ведущих вузов страны. Где-то в мае должны быть подведены итоги этого конкурса. И в июне должны быть сформированы 10 студенческих отрядов, которые будут работать на олимпийских объектах. Но вы знаете, что кроме олимпийских объектов, у нас есть ещё и объекты, связанные с подготовкой Универсиады в Казани, есть большая программа на Дальнем Востоке по подготовке к АТЭС.

 Но вот сейчас мы будем приступать к не менее масштабной, чем олимпийская, программе подготовки к чемпионату мира по футболу. Он затронет много регионов страны, это будет 10–11 регионов (10 – это точно). Это будут масштабные мероприятия, большие стройки с большим финансированием и, конечно, с большим привлечением участников этих строек, в том числе и студенческих отрядов.

Если говорить об образовании в целом, вы знаете, что сейчас очень активно обсуждается вопрос, связанный с подготовкой нового закона об образовании. Совсем недавно мы приняли федеральную программу, нацеленную на поддержку образования. Фактически в каждой нашей крупной федеральной программе так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с молодёжью, с поддержкой образовательного процесса, с демографией.

На все эти темы давайте с вами и поговорим. Я «фонтан свой закрою», монолог – он всегда утомляет, давайте просто перейдём к тем проблемам и вопросам, которые вас интересуют. Начинаем, прошу вас.

А.Андрианов: Андрианов Андрей, Студенческий союз МГУ имени Ломоносова. Вначале позвольте поблагода
a000
рить Вас (а здесь собрались руководители студенческих и молодёжных организаций ведущих вузов нашей страны) за ту серьёзную организационную и финансовую поддержку, которую Правительство оказало программам развития наших университетов.

В.В.Путин: Андрей, можно я спрошу? Вас вчера покатали по этим объектам? Всё посмотрели?

Ответ: Да, мы под большим впечатлением…

В.В.Путин: То есть вы были и наверху, в горном кластере, и внизу?

Ответ: Да, всё показали.

В.В.Путин: Вы знаете, когда я сюда первый раз приехал, в тот момент, когда уже эти объекты начали вырастать из земли, на меня на самого это произвело огромное впечатление. Основная арена (вам, наверное, сказали об этом) раз в пять больше, чем Колизей. Я такого грандиозного сооружения вообще нигде не видел. Это впечатляет. А вам показали железнодорожные тоннели в горах? Вы знаете, что там работают большие международные экспертные команды? Практически работают специалисты со всего мира: из Европы, из Северной Америки, наши специалисты, естественно. Для всех нас это очень хорошая школа, и то, что на вас это произвело такое сильное впечатление, мне очень приятно.

Реплика: Спасибо.

В.В.Путин: Пожалуйста. Перейдем к вопросам, которые вас интересуют. Начинаем, прошу вас.

А.Андрианов: В связи с программой развития, хотелось бы в начале встречи задать вопросы и заострить внимание на аспирантах. Как известно, аспиранты являются тягловой силой науки, а сейчас их статус – это обучающийся, и по факту они получают только стипендию, а за научную работу как работники не получают никаких денег. И есть просьба. Может быть, в новом законе об образовании изменить немного статус аспирантов, чтобы они могли быть и работниками, и студентами, чтобы была более серьёзная поддержка этого основного тяглового звена науки.

И в завершение хотели бы выступить с инициативой. Совместно с Минобрнауки мы уже много лет проводим крупнейший в мире молодёжный форум «Ломоносов» и, используя накопленный опыт, хотели бы предложить создать общегосударственную научно-образовательную программу по поддержке студентов, аспирантов, молодых учёных, что тоже было бы очень важно в связи с реализуемой программой развития. Спасибо.

В.В.Путин: То есть мы сейчас прямо от студенческих отрядов перешли к вопросам материального благосостояния. Это в принципе вполне естественно, я понимаю. Что касается аспирантов, стипендий. Я могу ошибиться, но, по-моему, они сейчас где-то 2,5 тыс. получают стипендии, да?

Ответ: Это повышенная когда, но там разная бывает.

В.В.Путин: Да, 2,5 тыс., примерно, а планируется с первого сентября 3,5. Докторанты 3 тыс. получают, а будут – 4 тыс., а с 1 января 2012 года соответственно будет 5 и 10 тыс. В некоторых вузах в Москве получают до 25 тыс., многие работают.

Мы можем, конечно, поговорить о какой-то отдельной программе, но вы наверняка знаете и знакомы с различными программами, которые в сфере образования уже существуют. Можно либо там что-нибудь настроить, либо подумать об отдельной. Но мне кажется, что и в рамках существующих механизмов можно подумать об этом, в том числе и в ходе подготовки закона об образовании.

Если речь идёт о том, чтобы совершенствовать нормативную базу, с тем чтобы она позволяла это делать, то, конечно, это нужно сделать. Но я, честно говоря, просто не вижу, есть ли там сегодня какие-то ограничения. Самое главное и самое тяжёлое было принять закон, согласно которому можно было разрешать и студентам, и аспирантам, и, соответственно, докторантам работать при малых  инновационных предприятиях, организованных на базе самого высшего учебного заведения. Вот это было ключевым решением, которое уже принято. И сейчас, по данным министерства, в среднем по системе почти треть студентов старших курсов уже работают, аспиранты и докторанты – тем более. Почти треть! А в некоторых вузах (их не так много) почти 100% студентов старших курсов уже работают. И средняя заработная плата от 10 до 15 тыс. Конечно, эту практику нужно расширять.

У нас, если я не ошибаюсь, уже образовано 700 малых предприятий инновационного характера при 158 вузах. Мы должны с вами думать о том, как расширять эту практику. Ну и, конечно, нужно повышать стипендии и для аспирантов и для студентов – это факт.

М.Козлова: Маргарита Козлова, председатель профсоюзной организации студентов Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Я, как и все мои коллеги, представляю Национальный исследовательский университет. И Андрей молодец, что затронул вопрос аспирантов, но я всегда говорю, что первостепенная величина в вузе – это студенты. Поэтому мне бы хотелось здесь озвучить не столько вопрос, сколько предложение по уже назревшей необходимости создания программы академической студенческой мобильности. Потому что по программе развития мы уже видим, как могут передвигаться преподаватели: и в рамках страны между научными центрами, и за пределы нашей страны. Сегодня это очень актуально и для студента, потому что почувствовать, как работает научный центр даже в другом вузе в нашей стране – это великолепное основание продолжать научную работу.

Мы, пока готовились к встрече Вами, уже проявили достаточную мобильность и в Московском государственном строительном университете посмотрели научный центр, и сегодня — здесь. Поэтому я думаю, что Вы правы и в том плане, что нормативный момент тоже можно актуализировать сегодня. Пока мы принимаем новое образовательное законодательство, мы должны, я так думаю, с отраслевым ведомством разработать программу студенческой мобильности.

В.В.Путин: Можете попроще сказать? Что Вы под этим понимаете?

М.Козлова: Очень важен обмен студентов и возможность не только обучаться, но и работать в разные семестры, на разных курсах в различных научных центрах при различных вузах прежде всего нашей страны. Ну и, естественно, зарубежные стажировки всегда приветствуются. Но, говоря о зарубежных, я хочу сразу обратить Ваше внимание, что очень много хорошего уже существует в наших вузах. Мы вчера посмотрели в Москве, и я ещё больше убедилась в том, что очень много замечательных кластеров, оказывается, существует и в моём вузе, потому что, когда работаешь внутри, думаешь, что всё обыденно, а выезжаешь за пределы – и понимаешь: либо ты что-то потребляешь полезного, нового и растёшь, либо ты укореняешься в мысли (по крайней мере это тоже приятно), что твой вуз – лучший.

В.В.Путин: Здесь две проблемы. Во-первых, предложение абсолютно правильное. Это, безусловно, приведёт к повышению качества образования. 100%! И даже профессорско-преподавательский состав должен будет ориентироваться на лучшие стандарты в нашей стране и за рубежом, потому что эта мобильность просто заставит преподавателей быть на уровне их коллег.

Здесь две проблемы. Первая, несложная, – это на уровне министерства мы должны будет решить, с тем чтобы та самая нормативно-правовая база позволяла студенту свободно выбирать какие-то курсы, договариваться с теми учебными заведениями, где он хотел бы пройти стажировку либо семестр проучиться. В общем, надо нормативную базу усовершенствовать.

Вторая, наверное, посложнее. Эта проблема является острой – это вопрос «где жить?». И в этой связи нам нужно побольше уделять внимания строительству общежитий, конечно. Люди, которые неплохо материально обеспечены, могут приехать и снять квартиру, комнату, а те, кто не в состоянии это сделать, конечно, должны получить возможность пользоваться общежитиями. У нас сегодня обеспеченность общежитиями по стране в целом (в разных регионах по-разному), но в среднем по стране – 86%. Вроде бы и неплохо, но: а) многие общежития устарели, нуждаются в реконструкции и б) нужно всё-таки довести эту цифру до 100%. Нужно к этому стремиться.

Если мы хотим осуществить вашу замечательную идею – а я считаю, что нужно к этому идти, – то нужно строить. Правда, в этом году мы должны будем ввести ещё 8 новых общежитий в различных вузах страны, где-то 4,5 тыс. студентов будут там дополнительно жить. Но этого, конечно, мало. Я должен сказать откровенно, в позапрошлом году в связи с экономическим кризисом и в связи с тем, что мы должны были часть ресурсов отвлечь на антикризисные меры, в том числе на борьбу с безработицей.Нам пришлось даже чуть-чуть сократить программу по общежитиям, но мы её восстановим.

Реплика: Между прочим, в момент кризиса в 2009 году, наверно, в честь 100-летия нашего университета нам не приостановили финансирование. Спасибо за это! Мы два общежития новых достроили.

В.В.Путин: Вам — нет, а в целом программа немножко была сокращена.

Мы будем на основе софинансирования, из федерального центра будем финансировать, и регионы помогают — так что будем эту программу продолжать. А идея сама по себе абсолютно правильная.

Реплика: Спасибо!

А.Благов: Владимир Владимирович, Александр Благов – председатель профсоюзной организации студентов Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика Сергей Павловича Королёва. В программах развития национальных исследовательских университетов…

В.В.Путин: Вы из Самары? Вы волгари, значит, да?

А.Благов: Да.

В.В.Путин: А почему вы не окаете? Все волгари окают. Или вы не коренной волгарь?

А.Благов:  Я в Тольятти родился.

В.В.Путин: Волгари перешли на классические образцы русского литературного языка.

А.Благов: Может быть. В программах развития национальных исследовательских университетов более 60% финансирования предусмотрено на покупку научно-исследовательского оборудования. Это совершенно логично, я считаю. Но, на мой взгляд, немножко нелогично налоговое бремя, накладываемое на вузы в виде налогов на прибыль на данное оборудование. Хотя с другой стороны, эти же самые средства могут быть потрачены на те же самые стажировки, скажем. А тут необходимо платить этот налог на прибыль. Вот скажите, пожалуйста, можно ли как-то к этой проблеме подойти, возможно, даже вплоть до отмены данного бремени налога на прибыль?

В.В.Путин: Налога на прибыль при приобретении оборудования?

Ответ: Научного оборудования, совершенно верно.

В.В.Путин: Мы вправе принять любое решение. Вопрос в обоснованности и в последствиях принимаемых решений. Такое исключение, любое исключение, как правило, ведёт к эскалации требований. И сразу из других отраслей начинают активно поджимать: и нам отмените налог на прибыль, и нам отмените, и нам! И у нас не будет налога на прибыль совсем! Думаю, что в данном случае нужно не налог на прибыль отменять, а увеличить финансирование.

А.Благов:  Возможно и так.

В.В.Путин: Но мы тем не менее подумаем. Хотя вот эта программа, я её считаю одной из самых важных, потому что для молодых исследователей часто (ясно, что молодые люди должны семью строить, детей заводить и так далее) материальная составляющая очень важна. Но для людей, увлечённых своим делом (а молодые исследователи именно такие люди), подчас важнее самореализация, возможность самореализации, а этого нельзя сделать без современного технологического оборудования, без лабораторного оборудования.

Поэтому здесь мы по нескольким путям пойдём – идём уже. Во-первых, для конкретных учебных заведений будем создавать такую базу (помогать им это делать), а во-вторых, создавать межвузовские центры, в том числе с привлечением возможностей Российской академии наук.

А.Благов:  Спасибо, Владимир Владимирович.

К.Савичев: Савичев Константин, председатель профсоюзной организации студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Владимир Владимирович, хотелось бы вернуться к вопросу стипендии.

В.В.Путин: Мы с вами «однокорытники», как говорили в прежние времена.

К.Савичев: Да, совершенно верно. Владимир Владимирович, как Вы знаете, базовая ставка стипендии сейчас составляет 1100 рублей.

В.В.Путин: Опять за своё!

К.Савичев: Ну извините. Понятное дело, что на этой встрече, я думаю, студенты всей страны ждут, чтобы этот вопрос всё-таки был озвучен и уже какое-то более или менее конкретное решение было принято. Ставка эта не индексировалась в течение нескольких лет, и хотелось бы знать судьбу стипендии, будет ли она индексироваться с ростом инфляции, достигнет ли она прожиточного минимума. А ещё было бы очень интересно узнать: Вы, будучи студентом, получали стипендию и что Вы себе на неё могли позволить?

В.В.Путин: Я получал повышенную стипендию, она была 45 рублей. Молодой специалист начинал в промышленности со 110 рублей примерно.  Что можно было позволить? —  примерно можете себе представить, имея в виду, что молодой специалист начинал со 100–110 рублей, когда заканчивал институт. В Вооруженных Силах чуть побольше получали. Значит, если инженер начинал со 110 рублей, то лейтенант – со 180. Ну вот у меня было 45 рублей.

Что касается сегодняшнего положения дел, то вы знаете, что во многих вузах во многих странах, на положительный пример которых мы часто ссылаемся сами и нам предлагают ссылаться, во многих этих странах вообще нет никаких стипендий. И более того, образование там только платное. Это и в странах с переходной экономикой, но и с крупной, активно, быстро развивающейся, например в Китае, или странах с развитой рыночной экономикой, во многих европейских странах. У нас стипендии сохраняются. И, на мой взгляд, мы должны будем их сохранять дальше, имея в виду скромные доходы наших граждан и выбор в сторону инновационного развития. Решать задачи инновационного развития без поддержки образования – невозможно.

Вместе с тем стипендиальный фонд всё-таки ограничен. И вместе с вами – я хочу это подчеркнуть: вместе со студентами – нужно подумать о том, как эффективно распоряжаться этим стипендиальным фондом.

Прежде всего, конечно, нужно помогать тем людям, которые: а) действительно остро нуждаются в поддержке и б) очень хорошо учатся вне зависимости от их материального благосостояния. Но, повторяю, чтобы это было эффективно, прозрачно, нужно привлекать студенческие общественные организации.

И у меня есть предложение. Мы только что… вот перед тем как в зал вошли, я спросил, как к этому министр относится. Он согласен с этим. Предложение заключается в том, чтобы студенческие общественные организации приняли более активное участие в работе различных органов управления в сфере образования, в том числе и самого Министерства образования. Имеется в виду участие напрямую в работе коллегии министерства, общественного совета и различных аттестационных комиссий.

Что касается сегодняшнего состояния дел. Вы знаете, наверное, о планах индексации с 1 сентября, да?.. Я понял, намёк я понял. По глазам вижу: 6,5% – это мало, вы говорили, хотя бы по инфляции. Это справедливая постановка вопроса. Инфляция в прошлом году была 8,8%. Давайте с вами прямо сейчас договоримся: мы проиндексируем не на 6,5%, как планировалось, а по инфляции – чуть-чуть побольше. Скажем, с 1 сентября текущего года на 9% проиндексируем стипендии всем студентам.

К.Ситдикова: Здравствуйте, меня зовут Ситдикова Карина, Казанский национально-исследовательский технологический университет. Как известно, в Казани в 2013 году пройдут Всемирные игры – Универсиада. Уже построено огромное количество объектов и такой очень важный объект, как деревня Универсиады. Правительство нашей Республики Татарстан, как Вы знаете, отдало деревню Универсиады студентам, то есть сейчас студенты могут спокойно жить в деревне Универсиады. Таким образом была решена проблема нехватки мест в общежитиях Казани. Плюс создаётся такой межвузовский центр, который как раз может решить проблему мобильности, о которой мы с Вами уже говорили.

Мы хотели бы предложить: нельзя ли в других регионах России, особенно где созданы крупные федеральные университеты, национальные исследовательские, создать такие же межвузовские центры, как деревня Универсиада? Спасибо.

В.В.Путин: Можно. Но для того, чтобы это было эффективно и заметно, значимо, нужно в каждом из этих регионов провести Универсиаду. К чему мы и будем стремиться. Если не к Универсиаде, то к проведению крупных общероссийских, международных соревнований. Не помню по количеству, но, по-моему, 19 различных объектов как наследие Универсиады будет передано в систему образования в Казани. Это очень хороший пример.

После проведения АТЭС — это саммит стран Тихоокеанского региона, мы там строим огромный комплекс на острове Русский, и весь это комплекс будет передан университету. По сути, мы строим новый университет, в том числе с общежитиями. Это целый студенческий, современный городок, полностью отвечающий самым современным (даже на перспективу, можно сказать) стандартам учреждений подобного рода.

Я уже упоминал о наших планах проведения чемпионата мира по футболу. В каждом из этих городов – а их там минимум 10 должно быть, 10–12 – будет строиться не только стадион, но и инфраструктура, в том числе гостиничная. Кстати говоря, я сейчас подумал, можно будет не просто гостиницы строить, а строить нечто похожее на то, что делается в Казани. Создавать хорошие возможности для проживания спортсменов, гостей чемпионата мира и передавать их потом в вузы. Это очень хорошая идея! Спасибо за подсказку.

А.Калюк: Владимир Владимирович, добрый день. Антон Калюк, профсоюзная организация Южно-Уральского государственного университета, город Челябинск. Продолжая тему общежитий: всё-таки во многих городах эта проблема остаётся. Здесь с коллегами пообщавшись, хотели бы выступить с определённым предложением. Есть положительный опыт в ряде регионов – например, Челябинская область, Саратов, – где строительство общежитий ведётся совместно с муниципальными и региональными властями. То есть секрета я не открою: 30–40% стоимости общежития – землеотводы и инфраструктура, подвод сооружений. Так вот, ещё раз ссылаясь на опыт Челябинской области, — очень хорошо было взаимодействовать с региональными властями, когда была выделена на льготных условиях земля, и муниципалитет взял на себя подвод всей инфраструктуры, а вуз уже построил, собственно говоря, эту свечку. Можно ли на законодательном уровне для других субъектов и регионов закрепить момент, что при распределении земель, например, федерального значения, приоритет или какую-то часть земель отдавали вузам? Например, они бы получали приоритетные возможности выкупа на льготных условиях и соответственно ещё дать рекомендации, например, по муниципалитетам, если вуз готов вкладывать эти 50–60%, то предоставлять на льготных условиях подвод инфраструктуры и коммуникаций. Это было бы очень удобно в контексте реализации всех остальных программ по общежитиям.

В.В.Путин: Антон, вот смотрите. Так, конечно, можно сделать. Я сейчас воспроизведу то, что Вы сказали. Вы сказали, можно ли дать право регионам, предоставлять бесплатно землю федерального значения? Конечно, они с удовольствием будут распределять всё имущество федерального значения! Только дай право! Всё распределят!

Что касается земель федерального значения. У нас специально создана структура, которая призвана эффективно использовать земли, находящиеся в собственности Федерации или федеральных органов, и вот ей – Браверману (А.А.Браверман — глава Фонда содействия развитию жилищного строительства) — Вы мне подскажите потом, напомните – нужно дать соответствующее поручение, и я обязательно это сделаю. Чтобы они подумали и использовали эти земли не только для целей жилищного строительства с целью реализации различных программ, но и для целей строительства общежитий для студентов. Это абсолютно правильно. Мы так и сделаем.

А что касается инфраструктуры, то хорошо, если бы субъекты справились, но им будет это сложно, это очень сложная работа. Подумаем на тему того, чтобы в различных программах совместно хотя бы с регионами как-то эту тему поддержать. Но землю — точно. Это очень хорошая мысль, тем более что механизм уже существует для целей жилищного строительства, просто нужно ещё один раздел там нарезать для строительства студенческих общежитий. Абсолютно точно! Так и сделаем!

А.Калюк: Нужна политическая воля руководства…

В.В.Путин: Нет-нет, здесь даже и воли не нужно, там будет всё нормально. Я дам такую команду – и это сделают. Нет, это правда, здесь нет проблем. По земле нет проблем. Пожалуйста.

А.Мажугина: Мажугина Анна, Омский государственный университет путей сообщения, командир зонального штаба всероссийской студенческой стройки «Сочи-2014». Мы вернёмся к теме, о которой Вы уже говорили. При поддержке Минспорттуризма Российской Федерации удалось всё-таки возродить всероссийские студенческие стройки. И ребята работали не только на объектах в Сочи, но и на объектах атомной энергетики, туристического кластера у нас, в Алтайском крае.

Но вот уже два года у нас в воздухе витает вопрос о привлечении студентов к строительству объектов на АТЭС-2012. К примеру, если в Сочи студенты у нас работали и на объектах РЖД, и на объектах «Олимпстроя» (всего порядка 1600 человек), то во Владивосток удалось отправить всего 60, хотя масштабы там колоссальные. Помогите, пожалуйста, решить вопрос о привлечении студентов именно на те объекты, заказчиком которых являются государственные корпорации. Может быть, не только АТЭС, но будет «Урал Промышленный – Урал Полярный» и другие объекты.

В.В.Путин: Хорошо, это справедливая постановка вопроса. Но на объектах АТЭС студенческие отряды работают – в прошлом году работали. Я уже не помню по количеству, но точно знаю, что они работали и на строительстве мостовых сооружений на остров Русский, и на самих объектах. Не помню, в каком количестве, но что там студенческие отряды есть – это точно.

А.Мажугина: Там большие объёмы, а студентов туда привлекают мало. Только «Мостовик» и «СК-МОСТ».

В.В.Путин: Увеличим. Я обязательно поговорю там с подрядчиком, мы это сделаем обязательно. Андрей (обращаясь к А.А.Фурсенко), не помнишь, сколько там человек работало?

А.А.Фурсенко: Чуть больше сотни, по-моему.

В.В.Путин: Увеличим. Я с подрядчиком поговорю обязательно. Это интересная работа.

А.Мажугина: Просто заявки от желающих работать растут, а мест у нас не всегда хватает.

Реплика: Я просто хотел бы прояснить ситуацию со студенческими отрядами. Там работало максимум 200 человек, я просто это знаю. Это аэропорт, это мостовой переход. Хочу сказать спасибо за университет. Я там был, это просто надо видеть. Это просто колоссально! Как приезжаешь сюда, в Сочи, так же надо приехать туда и посмотреть. Просто колоссально!

В.В.Путин: Точно. Я думаю, что вся страна сможет этим гордиться. Такого проекта создания крупного образовательного, научного центра в России, я думаю, вообще никогда не осуществлялось. Вообще никогда. Вот так вот чтобы с нуля и по самым современным технологиям с ритмичным, огромным, по сути дела, финансированием.

Реплика: Студенты действительно хотят строить не мост, аэропорт, а именно университет. Наши студенты Приморского края считают, что они должны внести свой вклад. Пусть на маленьких работах, но строить университет должны, в том числе, и студенты.

В.В.Путин: Поговорю с подрядчиком обязательно, хотя аэропорт тоже очень важный инфраструктурный объект. Мы делаем аэропорт во Владивостоке, выражаясь по-народному, на вырост, потому что объём перевозок пока для такого аэропорта маловат. Но я уверен, что, когда аэропорт появится, объём перевозок возрастёт, тем более что связи со страной, соседями, зарубежными странами, они постоянно растут.

Но студенты работали не только на строительстве аэропорта, но и на строительстве океанариума. Это тоже очень интересный объект, который будет известной интеллектуальной доминантой. Там будет работать и Дальневосточное отделение Академии наук. Там есть исследовательский кластер, где смогут трудиться специалисты вузов соответствующего профиля с Дальнего Востока. И ещё это будет объект посещения для туристов. У нас такого места на океане в России просто нет. Есть на океане на Севере, но там холодновато, прохладно во всяком случае значительную часть года, и нет такого биологического многообразия моря, как у вас – на Дальнем Востоке. Океанариум – это абсолютно востребованный проект и очень интересный, на мой взгляд. 

М.Киселёв: Меня зовут Михаил Киселёв, я заместитель командира центрального штаба российских студенческих отрядов. Хотелось бы в первую очередь поблагодарить от всего движения, потому что нам выпало с Вашей поддержкой принять закон о налоговой льготе для работодателей, привлекающих студенческие отряды. Это 428-й федеральный закон, который был принят, это большая государственная поддержка. Мы это прекрасно понимаем и очень ценим. Но у нас есть небольшие опасения. Мы знаем, что сейчас подготавливается документ правоприменительной практики, который готовит Министерство образования и науки РФ.

В.В.Путин: Вот там главные разбойники сидят…

М.Киселёв: Нет, там самые хорошие люди…

В.В.Путин: А что вы волнуетесь?

М.Киселёв: Мы не волнуемся, мы просим Вас дать поручение, чтобы при подготовке данного документа всё-таки была опора на федеральный закон №98, который был принят ещё в 1995 году, о государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций. Суть закона такая, что на федеральном уровне (Росмолодёжь) и на региональном уровне (органы по делам молодёжи) ведут реестр, в котором находятся молодёжные организации, которые могут пользоваться такой государственной поддержкой. Соответственно, это контроль государства, это не дискредитирует само движение студенческих отрядов, не даёт другим организациям возможности создавать псевдостуденческие отряды и пользоваться налоговой льготой. У нас просьба – в этих поручениях учесть 98-й федеральный закон.

В.В.Путин: То есть ваши опасения заключаются в том, если я правильно понимаю, что, если мы этого не сделаем или чётко не пропишем, могут появляться различные псевдостуденческие структуры, которые будут дискредитировать само студенческое строительное движение?

М.Киселёв: Да, это мошенники, которые будут пользоваться льготами, а нам бы этого не хотелось.

В.В.Путин: К сожалению, такое уже есть, такие факты уже встречаются. Конечно, для того, чтобы этого не было, нужна жёсткая юридическая конструкция. Постараемся так и сделать, со ссылкой. У нас ведь проблем здесь нет никаких, да, Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко)?

А.А.Фурсенко: Там есть определённые ограничения. Там более 3 тыс. человек в организации, которая должна попадать в реестр. Если она меньше, то тогда не попадает.

М.Киселёв: Так это будет требование, которое можно согласовать, потому что на федеральном уровне наша организация…

В.В.Путин: Росмолодёжь и так ведёт этот реестр, в регионах есть реестры. Я думаю, это абсолютно правильно, иначе мы столкнёмся с массой проблем, а потом ребята будут сталкиваться с проблемами, потому что на них будут косо смотреть и 10 или 125 раз поверять. И мы столкнёмся с дополнительными бюрократическими преградами, со ссылкой на жульничество. Зачем это делать? Я согласен, так и будем делать, постараемся.

М.Киселёв: Спасибо большое.

В.Логинов: Логинов Вячеслав, командир зонального штаба всероссийской студенческой стройки на объектах Росатома в городе Железногорске. Ещё раз хочется затронуть тему Челябинской области, потому что у них есть ещё один хороший опыт: при распределении бюджетных средств на реконструкцию различных социальных объектов, строительство новых социальных объектов в бюджете это записывается с припиской «с привлечением студенческих строительных отрядов». И, соответственно, тут убиваются сразу два зайца. Во-первых, идёт строительство этих социальных объектов, во-вторых, появляются новые рабочие места для студенческих отрядов, потому что работодатель, выигравший данный конкурс, уже обязан привлечь кого-то из студенческих строительных отрядов. У нас есть просьба: рассмотреть опыт челябинского штаба для применения на федеральном уровне и в других субъектах Федерации.

В.В.Путин: Вам известна такая поговорка: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь?

В.Логинов: В данном случае можно поймать обоих.

В.В.Путин: Ни одного не поймаешь. Но, допустим, это не тот случай. Какие ассоциации возникают в этой связи? Вы знаете, когда Вы говорите о социальных объектах, Вы имеете в виду школы, больницы, поликлиники, видимо, детские сады и так далее. Это ведь объекты не сезонного приложения сил, а постоянного, то есть на этих объектах нужно работать постоянно и ритмично. Правда, и олимпийская стройка тоже требует такого ритмичного цикла работы. Вопрос в обременении подрядчика. Если ему вменить в обязанность, то он, вместо того, чтобы думать о том, как бы объект сдать, вынужден будет вводить для себя какие-то ограничения.

Рекомендовать можно, обязать трудно. А рекомендацию такую мы пропишем всем регионам со ссылкой на положительный опыт работы в Челябинске. Ну вот на таких объектах, как олимпийские стройки, в Казани Универсиада, АТЭС, в принципе подрядчик подстраивается и в сезон увеличивает объёмы соответствующие. Наверное, в принципе так, по идее, можно сделать и на социальных объектах, но аккуратненько. Заставлять их, подрядчиков, нельзя это делать, рекомендовать можно. И мы попросим руководителей регионов субъектов Российской Федерации, чтобы они соответствующую работу с подрядчиком провели.

В.Логинов: Спасибо!

В.В.Путин: Пожалуйста.

А.Гришнева: Анастасия Гришнёва, председатель студенческого совета национально-исследовательского Мордовского государственного университета имени Николая Платоновича Огарёва. Я думаю, что все коллеги здесь согласятся, что в последнее время поддержаны и реализовываются программы по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов для вузов. Сейчас практически семимильными шагами идёт программа по строительству бассейнов – 500 бассейнов для вузов. За это, я думаю, стоит сказать большое спасибо, потому что это действительно реальная площадка для реализации тех спортивных возможностей, которые есть в вузах. Кроме того, в России пройдёт много спортивных мероприятий (наверное, символично, что мы собрались в Сочи), в том числе и в нашей Республике Мордовия пройдут мероприятия, инициатором которых Вы, в том числе, являетесь.

Но и у студенческого спорта существуют свои проблемы. Проблема заключаются в следующем: отсутствует именно целевое финансирование студенческого спорта. Предполагается ли в свете ближайших событий как-то изменить эту ситуацию либо как-то с другой стороны посмотреть на неё?

В.В.Путин: Совсем уж «отсутствует» – наверное, Вы неправы. В рамках Министерства спорта и туризма…

А.Гришнева: Но оно отсутствует отдельной строкой именно. Оно есть как финансирование учебной деятельности в целом.

В.В.Путин: Мы только что в бюджете прошлого года выделили спорт в отдельную строчку. Раньше это всё было в разделе здравоохранения, теперь выделили в отдельную строчку. Выделить в отдельную строчку ещё и студенческий спорт – маловероятно. Классификатор – бюджетный, мы его так совсем усложним. Но подумать о том, чтобы в рамках финансирования, которое выделяется Министерству образования и Министерству спорта и туризма, чтобы они у себя там выделяли студенческий спорт, – это наверняка можно сделать. И я думаю, что это целесообразно. Мы с коллегами обсудим. Это первое.

Второе. Инициатива по этим бассейнам очень хорошая, но у «Единой России» была и другая инициатива – «Тысяча ФОКов» (физкультурно-оздоровительный комплекс), это они тоже придумали. А программу по бассейнам мне впервые изложил Грызлов Борис Вячеславович. Её поддержали, и они по партийным структурам активно её продавливают и в Думе, и в Министерстве финансов. Мы в прошлом году, по-моему, в пяти вузах уже построили, и в этом году в 11 вузах должны построить — эта программа будет продолжена. Они нашли хорошие технологии, достаточно современные и в то же время необременительные с финансовой точки зрения, недорогие и оперативные. Делают быстро, возводят. Будем продолжать.

Что касается отдельного финансирования студенческого спорта, тоже об этом подумаем, но в рамках действующих программ.

А.Гришнева: Спасибо.

М.Вдовин: Владимир Владимирович, здравствуйте. Михаил Вдовин, Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева. Позвольте немного разрядить обстановку и задать такой вопрос…

В.В.Путин: Она у нас не такая уж напряжённая.

М.Вдовин: Ну ещё сильнее! За какой талисман Олимпийских игр в Сочи Вы будете голосовать?

В.В.Путин: Мы вчера с Дмитрием Анатольевичем это активно обсуждали, правда-правда, он вам скажет о своих предпочтениях. Мне нравится леопард. Это очень сильное, мощное, быстрое такое животное. Первое – оно красивое! А второе – леопарда здесь, на Кавказе, в  пятидесятые годы полностью уничтожили, а мы его сейчас возрождаем. И если осуществление олимпийского проекта связано хотя бы частично с возрождением какого-то сегмента природы, который был утрачен из-за деятельности человека, то мне кажется, что это символично.

Но по опросам общественного мнения (а мы на них ориентируемся) есть другие лидеры. В конечном итоге будет принято решение в соответствии с этими опросами. То есть, если большинство принимающих участие в этом голосовании выскажется за какой-то конкретный талисман, оргкомитет примет именно это решение, не основываясь на моём или на мнении Дмитрия Анатольевича, а основываясь именно на мнении большинства наших граждан. Там много хороших, красивых картинок.

В.Гайворонский: Разрешите, Владимир Владимирович! Владимир Гайворонский, Южный федеральный университет, город Ростов-на-Дону. Теперь вернёмся обратно к нашим, студенческим, проблемам.

В.В.Путин: Правильно, ерундой занимаемся…

В.Гайворонский: Вопрос такой. К сожалению, ещё не все вузы нашей страны доступны для людей с ограниченными возможностями. Но у нас в стране каждый гражданин имеет право на образование. Нет в вузах пандусов, в библиотеках нет специализированных пособий для слепых, для глухонемых граждан. Что делается для решения данной проблемы?

В.В.Путин: У нас программа принята – «Безбарьерная среда». И к 2016 году (я уже не помню там общие объёмы, но счёт идёт на миллиарды рублей) количество объектов вообще, общественных, в том числе и вузов, кардинальным образом должно поменяться для людей с ограниченными возможностями. Ситуация должна быть кардинальным образом улучшена. Вообще, я считаю, что ни одно высшее учебное заведение не может претендовать на то, чтобы считаться вузом высокого качества без предоставления соответствующих услуг людям с ограниченными возможностями. Что греха таить? Почти всё, что строилось до сегодняшнего дня, особенно в советское время, не учитывало потребности инвалидов. Поэтому, конечно, переделать всё в одночасье мы не сможем. Это требует времени и ресурсов соответствующих. Повторяю: на эти цели у нас выделяются миллиарды рублей на ближайшие три года. К 2016 году… я рассчитываю на то, что к 2016 году наше движение в этом направлении уже будет заметно, будет существенно лучше.

Кроме того, в рамках этой программы будут меняться и меняются соответствующие стандарты, требования и строительные регламенты, учитывающие потребности людей с ограниченными возможностями.

В.Гайворонский: Перестраивать жизнь гораздо сложнее.

В.В.Путин: Перестраивать сложнее, поэтому, когда строят заново, эти требования должны быть заложены уже в новые проекты. А перестраивать сложнее. Но, если желание есть (оно должно возникнуть у различных моих коллег и в регионах, и на федеральном уровне), то в целом это не такая уж и дорогостоящая программа – рядом с лестницей сделать пандус, чтобы коляска могла проехать!

В.Гайворонский: Лифты – самое дорогое.

В.В.Путин: Лифты можно переоборудовать. Это не так уж и дорого. Но нужно это целенаправленно делать. Программа принята – будем её реализовывать.

П.Дермер: Владимир Владимирович, меня зовут Павел Дермер, председатель студенческого совета МГТУ имени Н.Э.Баумана. Вопрос у меня такой. В 2001–2005 годах действовала федеральная целевая программа «Молодёжь России». В 2005 году она прекратила своё действие.  Рассматривалась новая федеральная программа, но так и не была принята. Насколько я знаю, сейчас существует даже концепция новой федеральной программы на 2011–2015 годы, многие регионы свои программы имеют. Вы в самом начале сказали, что многие вопросы молодёжи рассматриваются в тех или иных существующих программах. Но всё-таки, на Ваш взгляд, нужна ли такая единая целевая программа «Молодёжь России» и будет ли она принята в ближайшее время?

В.В.Путин: Мне кажется, что это невредно. Это полезно и востребовано. Вопрос, как её строить эту программу, что там определять в качестве приоритетов. Имею в виду, что многие вопросы и проблемы, связанные с молодёжью, действительно в другие программы погружены. Вот программа демографического развития рассчитана на молодых людей, которые, как говорят специалисты, находятся в репродуктивном возрасте. Я не буду повторять все параметры программы, но там и материнский капитал, и жильё отдельно. В программе «Жилище» отдельно говорится про молодые семьи. Во многих регионах это есть. Но в целом ориентиры молодёжной политики, приоритеты должны быть где-то изложены, и такая отдельная программа востребована.

Е.Стругов: Евгений Стругов, председатель профсоюзной организации студентов Уральского федерального университета. Сегодня у нас обсуждается закон «Об образовании в Российской Федерации», и на встрече с министром образования 25-го января, в Татьянин день, мы пообещали, что от лидеров студенческих организаций ведущих университетов подготовим свои предложения. Они у нас здесь есть, и я бы хотел по окончании встречи Вам их передать. Мы считаем, что социальную стипендию студентам необходимо сохранить и также зафиксировать стоимость оплаты за общежитие.

В.В.Путин: На первый вопрос я уже ответил в начале нашей беседы.

Е.Стругов: И информация о наличии вакантных бюджетных мест должна быть публичной, для того чтобы студенты могли претендовать и переводиться с к
543b
онтрактной формы на бюджетную.

В.В.Путин: Абсолютно точно. А до сих пор это не так? Я полагал, что это так.

Е.Стругов: Так, но в новом законе есть конкретная статья, в которой указан перечень документов, которые должны быть публичными. И в этой статье это не предусмотрено. Надо туда это включить.

В.В.Путин: Абсолютно правильная поправка. На 100%. Это не деятельность, которая связана с государственными секретами, а, наоборот, такая работа различных административных структур, которая должна быть максимально открыта для людей. Всё это должно быть выложено в интернете, причём происходить это должно в режиме реального времени: образовалась вакансия – тут же это должно появиться на экране. Абсолютно точно, сомнений нет, Вы правы.

Д.Богатуров: Санкт-Петербургский государственный университет, Ваш родной университет, Богатуров Дмитрий. У меня следующая информация: ректоры ведущих вузов уже создали ассоциацию, которая объединяет ведущие вузы. Мы по аналогии с ними хотели бы создать свою ассоциацию.

В.В.Путин: Студенческую?

Д.Богатуров: Студенческую. И собственно, хотим выразить Вам за это благодарность, потому что это происходит в такой прекрасной обстановке, сближающей атмосфере. А вопрос хотелось задать следующий: Санкт-Петербургский государственный университет, который я представляю. Вы учились в нём. Участвовали ли в деятельности студенческих организаций, какие интересы, увлечения у Вас, возможно, были?

В.В.Путин: Скажу честно, не очень активно. Спортом я занимался активно, на это уходило практически все свободное время. Учился и занимался спортом, но в строительных студенческих отрядах участие принимал. Со второго курса ездил регулярно, каждый год, в основном на Север, в Коми.

Е.Поварницына: Елена Поварницына, командир томского регионального отделения Российских студенческих отрядов. В 2011 году по инициативе партии «Единая Россия» в федеральном бюджете выделены средства на ремонт дворов многоквартирных домов. И эти работы вполне под силу студенческим отрядам. Мы знаем, что на сегодняшний день Минрегионом России разрабатываются правила по расходованию данных средств, и мы бы хотели Вас попросить, чтобы Вы дали рекомендации по привлечению туда в первую очередь студенческих отрядов. Это не только повысит материальное положение наших студентов, но и привлечет новых сторонников в нашу партию. Я сама являюсь членом партии, впереди выборы, и поэтому меня этот вопрос беспокоит, чтобы эта партийная инициатива не была, грубо говоря…

В.В.Путин: А грубо не хочет говорить, и правильно!

Е.Поварницына: Чтобы наши подрядчики не привлекали гастарбайтеров, а привлекали наших студентов и чтобы наши бабушки и дедушки во дворах радовались.

В.В.Путин: Согласен полностью. Вы просили рекомендовать – я рекомендую и, более того, считаю, что это абсолютно правильно. Деньги мы выделяем немаленькие для решения этих вопросов – 22 млрд рублей. Я говорю «немаленькие», потому что из федерального бюджета мы вообще не должны были бы выделять на эти цели никаких средств. Это прямая обязанность регионов и муниципалитетов. Но в некоторых местах, в некоторых городах действительно это хозяйство пришло в упадок и поддержка нужна. Это действительно тоже инициатива «Единой России», я её поддержал, мы выделили средства в бюджете. А то, что на эти работы вполне можно привлекать и нужно привлекать студенческие отряды, – это…

Е.Поварницына: Бережное отношение к своим трудам будет у молодёжи после этой работы.

В.В.Путин: Да, согласен. Когда своими руками что-то сделают, потом жалко будет там гадить – это абсолютно точно. И плюс ребята заработают нормально. Абсолютно согласен.

Е.Поварницына: Спасибо.

В.В.Путин: Мы эти деньги передаем в регионы, и они (регионы) этими деньгами распоряжаются. Но (уже без всяких шуток!) соответствующую рекомендацию по привлечению студенческих отрядов мы, конечно, для них сформулируем.

М.Иванов: Иванов Михаил, Томский государственный университет. Я извиняюсь, что возвращаюсь к вопросу о стипендии, но не совсем стипендии, а стипендиального фонда. Согласно постановлению Правительства 25% от стипендиального фонда может быть направлено на социальные выплаты в виде материальной поддержки для студентов очной формы обучения. Так вот вопрос: облагаются ли они налогом на доходы физических лиц, так как трактовка этого вопроса в Министерстве финансов и в Федеральной налоговой службе на сегодняшний день разнится. То есть сейчас хотелось бы с Вашей помощью прояснить вопрос.

В.В.Путин: В чём же она разнится, если и то, и другое ведомство считают, что налог надо платить? Она разнится только с мнением тех, кто считает, что этот налог нужно исключить.

М.Иванов: Но это же стипендиальный фонд и на основании статьи Налогового кодекса №217…

В.В.Путин: Миша, я согласен. Я поясню сейчас логику рассуждения сотрудников Министерства финансов и Налоговой службы, а потом скажу, как можно было бы, на мой взгляд, двигаться по этому направлению.

Студенты получают стипендию, а потом из этого стипендиального фонда ещё могут получать различные бонусы и выплаты, которые стипендией не являются. В чём опасение сотрудников Налоговой службы? Это касается не только студенческой среды, не только выплат студентам. Вот сейчас мы говорили про злоупотребления в сфере строительных отрядов. В чём возможны злоупотребления в этой сфере? Скажем, в какой-то организации получают заработную плату из общего фонда заработной платы – это облагается одним налогом, а вот если платить бонусы (эти бонусы мы, например, освободим от налогообложения), то количество бонусов может резко увеличиться, а количество выплат по другим направлениям – резко снизиться, и таким образом произойдёт уход от налогообложения. А в общем котле это будет трудно отследить, администрировать очень трудно. Тем не менее для студентов, мне кажется, имея в виду не такие уж большие объёмы финансовых ресурсов, которые в этом котле вертятся, вполне можно было бы сделать исключение. Я обязательно такое поручение сформулирую Министерству финансов, Налоговой службе, и мы подумаем на этот счёт. Если сделать это для студентов, то я не вижу здесь проблемы. И отадминистрировать можно было бы должным образом. Подумаем, Миша, ладно.

М.Иванов: Спасибо!

В.В.Путин: А Томский университет у вас, конечно, демонстрирует очень хороший результат, надо отдать должное. И не только университет, но вообще весь научно-технический кластер. Томск – безусловный лидер по очень многим направлениям.

Р.Крымуков: Руслан Крымуков, студенческий строительный отряд «ПГТУ-10», Пятигорский государственный технологический университет. Наше движение студенческих отрядов широко представлено в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Южном федеральных округах, а на Северном Кавказе практически не развито. Для того чтобы начать, организовать работу студенческих отрядов в данном регионе, нам нужна поддержка. У нас есть опыт и наработки в данном направлении. Но если бы государство, например, Росмолодёжь или руководители регионов смогли бы предусмотреть средства на организацию и проведение обучающих семинаров, школ для бойцов студенческих отрядов, на дополнительные специальности, то мы могли бы помочь ребятам создать уже в этом году студенческие отряды и принять их на всероссийских стройках и на других объектах нашей страны.

В.В.Путин: То есть речь идёт о том, чтобы своевременно готовить бойцов студенческих отрядов по специальности?

Р.Крымуков: Да-да.

В.В.Путин: А у Вас какая специальность, кроме управленческой, конечно.

Р.Крымуков: Промышленное гражданское строительство.

В.В.Путин: Нет-нет, как у бойца студенческого отряда.

Р.Крымуков: Как боец я в этом году отработал командиром студенческого отряда.

В.В.Путин: То есть вы управленец.

Р.Крымуков: Да, экс-командир.

В.В.Путин: Могу вам сказать, что я горжусь этим (у меня диплом даже есть) – я плотник 4-го разряда! Получил эту специальность в строительных отрядах. Высокая квалификация достаточно, которая давала возможность зарабатывать соответствующие деньги.

Р.Крымуков: Пускай это небольшое начинание будет, но всё-таки главное – начать. После первого года работы в каждом регионе будут создаваться всё новые и новые отряды, что позволит начать развитие движения студенческих отрядов на Северном Кавказе. Это даст возможность привлечь молодёжь Северного Кавказа к интересной и полезной деятельности. Это ещё больше нам позволит установить межнациональную и межрегиональную дружбу. Мы готовы работать в этой сфере. Нам нужна Ваша помощь.

В.В.Путин: Это хорошая идея. Обязательно с коллегами поговорю на этот счёт и попрошу их эту работу организовать. Очень хорошая идея, и, главное, эффективность и качество работы студенческих отрядов на стройках будет значительно выше. Полностью согласен.

Реплика: Можно я ещё задам неожиданный вопрос? Владимир Владимирович, я хоть уже сама и не студентка, но работаю со студенческими инициативами практически каждый день, и они далеко не всегда однозначны. Какое отношение у Вас вызвала та экспрессивная, будем говорить, акция студентов журфака МГУ, которую все обсуждали?

В.В.Путин: Ах, вот Вы о чём, вот что Вы считаете важным!

Реплика: Не важным, но интересным. Неожиданный вопрос.

В.В.Путин: Ну, похулиганили немножко девчонки. Ну и что?

Но, вы знаете, власть всегда ругают. И это очень выгодно для тех, кто это делает, потому что это не вызывает никакой ответной реакции. Но всегда это поднимает статус человека, который это делает, поскольку он такой боевитый, смелый – он там кого-то поругивает из власти. А когда что-то делается положительное в отношении власти, то это всегда требует отдельного мужества. Правда, эта форма, конечно, очень своеобразная. Повторяю: похулиганили девчонки немножко, ну ладно.

Вы знаете, мне какая мысль сейчас в голову пришла? В прошлом году мы отмечали 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. И ещё тогда начали говорить ветераны, кстати, с которыми я часто встречаюсь: «Как бы после этого юбилейного события мы не были забыты». И я сейчас что бы хотел сказать? Если есть у кого-то – у девушек, ребят, молодых людей – желание как-то выразить какую-то поддержку в любой форме…

Реплика: Проявить креатив?

В.В.Путин: Да, проявить креатив. Я бы хотел ко всем – и к ним, и к этим девчонкам, и к другим ребятам обратиться. Давайте выберем вместе такую форму поддержки, вместе обратим внимание на тех, кто нуждается в нашей помощи, в нашем внимании. Скоро опять 9 Мая. Давайте выберем такие социальные объекты, таких конкретных людей и покажем им, что мы питаем к ним уважение не в связи с праздником, а в связи с тем, что мы высоко оцениваем результаты их жизненного пути. Давайте 9 Мая проведём такую совместную большую акцию по всей стране.

Реплики: Поддерживаем!

Ч.Галиева: Чулпан Галиева, Казанский федеральный университет. Как нам кажется, остался без внимания такой важный вопрос – как Вы для себя представляете конкретные функции органов студенческого самоуправления в вузах в рамках создающейся новой системы образования в нашей стране? И в контексте того, что Вы в начале нашей встречи сказали об участии органов студенческого самоуправления в принятии конкретных решений и участии в работе конкретно отраслевого органа нашей исполнительной власти. Вы для себя уже какую-то форму участия представляете? То есть, по Вашей мысли, как они будут принимать участие?

В.В.Путин: Вы меня приглашаете поступить в университет куда-нибудь?

Ч.Галиева: Нет. Какую именно схему участия? Как эти органы студенческого самоуправления будут участвовать в работе этих органов?

В.В.Путин: А я уже сказал в начале. Мне кажется, каковы будут формы самоорганизации студентов в конкретных учебных заведениях, это должны определить сами студенты. У меня даже никаких рекомендаций нет. Надо, чтобы инициативные люди собрались, между собой договорились о том, как они будут выстраивать эту работу, и сделали это. А что касается взаимодействия с органами власти, то я уже сказал: я предлагаю, чтобы органы самоуправления студентов напрямую взаимодействовали с вузовской администрацией и с министерской, вплоть до участия в работе коллегии министерства, в аттестационных комиссиях и в общественном совете министерства. То же самое будем рекомендовать нашим коллегам в регионах Российской Федерации и в конкретных учебных заведениях. Да, обязательно так и сделаем, конечно!

Ч.Галиева: А именно функции органов студенческого самоуправления в сегодняшней действительности как Вы себе представляете? Чем они должны заниматься?

В.В.Путин: А вот коллега как раз говорил. Во-первых, нужно проверять прозрачность информации, которая предоставляется администрацией по поводу различных сфер деятельности высшего учебного заведения. Нужно взять на себя ответственность по распределению стипендиального фонда, нужно своевременно наладить работу по подготовке бойцов студенческих строительных отрядов, имею в виду их профессиональную подготовку к летнему сезону. И другие направления есть. Я бы считал, что спорт, патриотическое воспитание, отношение к ветеранам (вот мы только что говорили) – очень много направлений деятельности. То, что я сказал, это просто лежит на поверхности, но наверняка есть и другие проблемы.

С.Сорокин: Добрый день, меня зовут Сергей Сорокин, я председатель профсоюза Северного арктического федерального университета, город Архангельск. У меня вопрос, который, наверное, волнует всех студентов, – это будущая работа.

В.В.Путин: Юбилей скоро у вас будет.

С.Сорокин: Да, будет. Сегодня многие вузы заключают договора с предприятиями, чтобы готовить специалистов для будущей работы. Это правильно, естественно, это хорошо. Но как быть с теми, кто будет работать на государство, то есть с теми, кто пойдёт в бюджетную сферу? Возможно ли принятие какой-то федеральной программы поддержки молодых специалистов, которые поступают на работу в бюджетную сферу (то есть это врачи, учителя, работники культуры и так далее), для того чтобы выпускники шли работать на государство в большей степени?

В.В.Путин: Ну вот мы такую программу начали осуществлять, и в прошлом году 750 человек, по-моему, уехали работать в отдалённые регионы – на север, в село. Правда, это произошло с нашей существенной финансовой поддержкой: по 250 тыс. рублей в год, за два года – это полмиллиона рублей. Это позволило собрать такую большую когорту специалистов, хороших молодых специалистов, которые поехали на периферию.

Такие программы можно развивать и дальше. Что касается экономики, то я считаю, что здесь нужно идти по пути расширения работы инновационных малых предприятий при вузах и стажировки и практики на ведущих профильных предприятиях. Такая работа уже проводится, и мы будем её расширять в контакте с бизнес-сообществом. И, конечно, будем стараться вовлечь в эту работу и госучреждения.

С.Сорокин: Спасибо.

Реплика:  Можно один-два момента буквально? К закону об образовании возвращаясь. Мы вот общались в поле с министром. Закон о полиции не получил второго общественного обсуждения в интернете, а хотелось бы, в связи с тем что очень много поправок и сама процедура внесения поправок в интернете была очень недемократична в некоторых моментах…

В.В.Путин: В интернете не демократична?

Вопрос: Да, было «забанивание» комментариев и так далее. А можно ли Вашей поддержкой заручиться, чтобы законопроект об образовании на 100% получил второе обсуждение уже со всеми внесёнными поправками? Это очень важно для общественности в связи с системным моментом в этом законопроекте.

В.В.Путин: Замётано. Пожалуйста.

Реплика: Я хотела предложить просто, и наверняка все поддержат эту идею, сфотографироваться вместе с Вами на память.

В.В.Путин: Конечно.